Богослужение в Великую Среду

20180404_34 апреля, в Великую Среду чтение Евангелия на часах совершили настоятель протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, протодиакон Олег Дроздов. Литургию Преждеосвященных Даров совершил священник Сергий Выгодин в сослужении протодиакона Олега Дроздова. За богослужением молились 34 человека, причастились Святых Хистовых Таин 22 человека.

Накануне вечернее богослужение совершил священник Сергий Выгодин. В богослужении приняли участие 33 человека.

ФОТО

В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на утрени поется Аллилуия с особым тропарем, который является самым ярким и самым известным текстом полунощницы. Это знаменитый текст:
«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; не достоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас».
Здесь соединяются две Евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха (Мф. 25: 1-13), и о рабах, которые не знают, когда придёт господин их (Мк. 13: 34), поэтому рабам нужно бдеть и счастлив (блажен) будет тот, кого Господин — Господь — обрящет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа.
Этот текст, поемый все три дня, как стук в двери наших сердец. И поется он «косно и велегласно» — медленно и громко, подобно тому, как на уроке проговаривается особо важный материал, чтобы все его услышали и усвоили.
20170410_7На утренях этих дней после седальнов читается Евангелие (Мф. зач. 84; Мф. зач. 90; Ин. зач.41) — те места, где говорится о событиях, предшествующих Страстям, те притчи, которые Господь произносил перед самыми Своими Крестными страданиями (о двух сыновьях и о злых виноградарях, здесь же — обличение фарисеев и о проклятии смоковницы). Мы услышим то, что тогда слышал народ за несколько дней до Пасхи.
На утренях этих дней читаются особые неполные каноны: в Понедельник — трипеснец — канон из трех песней, во Вторник — двупеснец, и в Среду — трипеснец.

На третьем,шестом и девятом часах в эти дни должно быть прочитано всё Четвероевангелие.

На Страстной седмице происходит важная смена паримий. На шестом часе в Понедельник, Вторник и Среду читается паримия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в посту. Пророк видел Славу Божию и четырех существ — это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паримии читаются из книги пророка, который зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества — именно такое сединение важно для служб Страстной седмицы.

На вечерне первых трёх дней Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
В эти три дня на Перждеосвященных читается Евангелие, которое определяет богослужебные темы этих дней. В Понедельник читается беседа Господа о кончине века (Мф., зач 98), во Вторник — несколько притч: о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде (Мф., зач. 102), в Среду — рассказ о жене-блуднице, которая на вечере помазала миром ноги Христа (Мф., зач. 108). Эти Евангелия являются ключевыми для этих дней и определяют темы богослужений.

В Понедельник тема наиболее ярко выражена в кондаке: «Иаков рыдаше Иосифова лишения…» — богослужение уподобляет Иосифа Христу как невинного страдальца, проданного на погибель неправедными братьями.
Во Вторник мысль богослужения останавливается на Страшном Суде, и в кондаке говорится так: «час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова». Тут вспоминается и притча о талантах, и притча о десяти девах, и проклятие смоковницы — все, что сконцентрировано в Евангелии и развивается в богослужении.
Тема Среды — помазание жены-блудницы, и для этого дня в Триоди чрезвычайно интересные тексты. В стихах перед Синаксарем этого дня говорится так:
«Жена, полагающи телеси Христову миро,
Никодимов предприят смирналой».
Это помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении.
В Среду вечера последний раз стихословится Псалтирь, последний раз служат Преждеосвященную, последний раз читают молитву Ефрема Сирина; начиная с Четверга не кладут земных поклонов в храме (кроме как перед Святой Плащаницей).

Прожив первые три дня Страстной седмицы, мы стоим уже в преддверии важнейших дней церковного года.

Литургика. М.С. Красовицка