Таинство Крещения

20150722_14Родители и будущие крестные, желающие крестить детей в нашем храме, должны посетить две огласительные беседы со священником, которые проходят по вторникам и четвергам. Начало бесед в 11.00. Предварительная запись на беседы производится в свечной лавке храма или по телефону 288286.

Темы огласительных бесед для крестных и родителей ребенка:

1-я беседа: О Боге и Священном Писании. О Крещении и Заповедях Божиих
2-я беседа: О Творении, о тайне Боговоплощения и о Таинствах Церковных

Перед прохождением огласительных бесед нужно предварительно записаться по телефону 288286.

Для родителей, не имевших возможность посетить огласительные беседы заранее,  они проводятся в день Крещения перед совершением Таинства: в 10.00 по будням и в 12.00 по воскресным дням.

Таинство крещения детей в нашем храме совершается в течение всего года.

В нашем храме совершается крещение детей до 7-милетнего возраста.

Крестный должен быть крещеным и  воцерковленным православным христианином.

В день крещения необходимо прийти со свидетельством о рождении ребенка, чтобы  оформить документы на крещение в церковной лавке.

Для совершения таинства крещения необходим православный крест, который можно приобрести в церковной лавке, или в ювелирных магазинах (только неосвященный крест необходимо будет освятить).

На крещение необходимо принести полотенце.

За более подробной информацией обращайтесь по телефонам:

288286, 89053293976 (протоиерей Сергий Догадин)

89626214737 (Павлова Полина Владимировна)

Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

— Крещение – это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершённых им до Крещения, и благодатью Святого Духа возрождается в новую, духовную жизнь.

Святое Крещение – это словно дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего – словно ключ, которым открывается эта спасительная дверь.

Сколько раз можно креститься?

— Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладёт на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещён, и не у кого об этом спросить?

— Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещён в детстве, или он был, якобы крещён мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

— Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

— Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Очень хорошо перед Крещением познакомиться с основами Православной веры, с молитвами «Символ веры», «Отче наш», «Богородице, Дево радуйся…» и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые сейчас проводятся во многих храмах. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти натощак в храм, имея при себе крестик и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

— Младенца желательно крестить в период с восьмого по сороковой день жизни. Для этого надо предварительно записаться в храме и затем прийти к назначенному времени. Надо принести с собой крестик (желательно на ленточке), крестильную рубашку и полотенце, а также привести верующих крёстных.

Обязательны ли крёстные?

— Для детей до 12 лет крёстные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крёстные поручаются за веру крещаемых. Взрослые могут креститься и без крёстных.

Откуда идёт обычай иметь крёстных?

— Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаённом месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его к Крещению.

Кто может быть крёстным?

— Крёстными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые. Они должны быть крещёными и верующими. Крёстные родители одного ребёнка в будущем уже не могут вступать ни в какое другое родство (например, в брак), потому что уже являются духовными родственниками.

Кто не может быть крёстным?

— Крёстными не могут быть:

1) дети (восприемники должны быть не моложе 14 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена – у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли присутствовать на Крещении мама крещаемого в свои критические дни?

— Присутствовать может, но стоять она должна в стороне и не прикладываться к иконам.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребёнка?

— Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование – родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели – это делают крёстные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребёнка при Крещении?

— В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крёстные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребёнка обычно держит крёстная мать, а крёстный отец – после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках её держит крёстный отец, а воспринимает от купели крёстная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребёнок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

— Ребёнок может не дожить до этого возраста. А в Крещении он получит благодать, которая будет помогать ему в жизни и без которой нельзя развиться духовно. И станет ли ребёнок верить в Бога, если он не будет воспитываться в Церкви? Откладывать религиозное воспитание человека очень опасно. Дитя ещё не знает следствий заблуждений и пороков. Следовательно, оно может пойти по скользкому пути, если религия не защитит его пробуждающегося разума прежде, чем им овладеют предрассудки и пороки.

Можно ли креститься в 50–60 лет?

— Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

— Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений – ни по времени, ни по месту его совершения. В некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определённые дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

— В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин. Если крещёный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить чин Крещения, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

— Необходимо точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения – таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь».

Можно ли креститься беременной?

— Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

 

От какого слова происходит слово Крещение? Если от слова «Крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, ещё до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

— На всех европейских языках крещение «баптизо», то есть «погружение в воду», «омовение в воде». Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в неё. Славянский же язык, возникший в христианскую эпоху, подчёркивает именно христианский смысл Крещения как Сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова «Крест» — филологическая особенность нашего языка.

Крещение – начало Христианской жизни.

В наши дни люди приходят креститься, или приносят крестить своих детей, не задумываясь над вопросами: «Зачем я совершаю этот шаг?» «Что изменит он в моей жизни? Для чего нужно Крещение?». Всегда ли современный человек готов ответить самому себе на эти вопросы?

Крещение (с греч. баптизмо – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек может единожды, то это Таинство не повторяется.

Сам Спаситель Иисус Христос тоже крестился у Иоанна. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3:14, 15).

Крещение является дверью в Церковь – с него начинается христианская жизнь.

Принять Таинство Крещения человек может в любом возрасте. Такое право есть ровно столько, сколько продолжается наш земной путь.

С принятием крещения человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). «Облечься» означает «одеться». Разумеется, речь идет не об одежде в обычном смысле этого слова, а о том, Кому мы теперь должны уподобиться. И не внешне, конечно же, а внутренне.

О воскресении человека в новую духовную жизнь говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании Таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:3-11).Эти слова означают, что каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Благодаря Крещению с человека смываются все грехи (Деян.22,16), которые он совершал до принятия Таинства. Однако это является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует

обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Благодать Божия, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Целью совершения Таинства, плодом Крещения человека, должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).

2.Что происходит во время Крещения?

Таинство Крещения заповедано нам Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования Таинства: предварительное научение («оглашение»), без которого вера не будет сознательной, погружение в воду и формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Взрослому человеку, пожелавшему креститься, следует изучить символ Веры, заповеди Господни и испытать свою совесть на серьезность принимаемого решения. В древности, члены христианской общины приводили крещаемого к епископу, который, по испытании искренности обращения крещаемого, вносил имя его в списки оглашенных. Таким образом, желающий креститься человек становился оглашенным и на протяжении определенного времени его оглашали, т.е. учили истинам веры и просили Бога, чтобы сподобил в свое время Крещения, возрождения от воды и Духа.

В настоящее время эта традиция утрачена, но чтобы помочь желавшему креститься, перед принятием Таинства, проводятся огласительные беседы, направленные на изучение истин веры, как и много лет назад. Так же в чине Крещения и в Литургии все же содержится память об институте оглашенных.

Чин оглашения предшествует совершению Крещения, во время которого, священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

Главное действие Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Начинается чинопоследование Крещения с освящения воды. Вода – символ очищения. В Святом Писании мы читаем, что Святой Иоанн Предтеча крестил народ в водах Иордана, призывая к покаянию и очищению. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна.

После того как вода освящена, следует освящение елея. С греческого «елей» означает «масло», а так же «милосердие, сострадание». Трижды крестообразно помазывается вода и крещаемый человек, что символизирует исцеление и радость примирения с Богом.

Следующим этапом является сам Торжественный момент Крещения – непосредственно погружение в воду. В настоящее время Крещение взрослых часто совершают через обливание (по причине неприспособленности многих храмов для крещения взрослых людей). Завершается Крещение облечением в белую одежду, в знак возвращения человеку к целостности и восстановления его истинной природы, искаженной грехом, и наконец, возложением нательного креста.

Завершением Таинства Крещения начинается Таинство Миропомазания. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

После Крещения и Миропомазания следует Шествие вокруг купели. Священник вместе с новокрещеным и его восприемниками трижды обходит вокруг крещальной купели при пении: «Елицы (т.е. те, кто) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись), аллилуия». Круг знаменует полноту, совершенство и вечность, вечный союз со Христом. Во время этого обряда читается Апостол и Евангелие, раскрывающие смысл Таинства, помогающие понять важность и значимость этого события.

В заключении, крещаемому священник постригает волосы. Пострижение волос – символ жертвы и послушания. Крещеный человек жертвует всю свою жизнь для прославления и служения Богу.

3. Воцерковление.

Как уже говорилось Крещение, есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая, прежде всего, заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Человек, принявший решение креститься, так же должен осознавать ответственность, которая налагается на крещенного. Что значит ответственность для православного христианина? Это готовность исполнять свои обещания, которые мы даем в Таинстве Крещения, и жить по Законам Божьим. Это право и воля человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, за свой каждый жизненный выбор.

И новокрещенный должен быть готов, к тому, что его свободный выбор жить во Христе, будет испытываться искушениями. Под искушением понимается такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Поэтому в молитве Господней «Отче Наш…» мы просим о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения, но если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не допустил нас до падения.

Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Так же и Христос искушается (диаволом) после крещения, чтобы нам показать, что после крещения нас встретят искушения».

В первые три века существования христианства, когда человек принявший крещение и исповедующий Христа, был, преследуем государством, и порой за это исповедание веры он принимал мученическую кончину. Но в той новой жизни, которая начиналась после выхода из крещальной купели, открывались человеку такие ценности, что выражал он готовность на мученичество ради них. Что же это за ценности? ЭТО ЛЮБОВЬ! Во Христе открывается человеку такая любовь, которая не только может противостоять смерти, а неизмеримо крепче, сильнее смерти. Через Крещение человек приобщается той любви Христовой, которая делает нестрашным самое страшное. Евангелие стало радостной вестью: в мир пришла такая Любовь, Которая сильнее смерти.

В нынешнее время от крещеного человека не требуется подвига мученичества, у современного христианина иной крест, требующего терпения жизненных невзгод. Христос призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24,13). Для пользы душевной человеку посылаются скорби и искушения. Все надобно перетерпеть именем Христа и ради Него, ибо награда за терпение без ропота – Вечная Жизнь. Духовные силы же для терпения мы можем черпать из молитвы, чтения Евангелия, из учений Святых Отцов, но самое главное, живя христианской жизнью, сопричастной Церковной.

4. О Крещении детей.

Существуют мнение, что крещение детей не является действительным, т.к. человек не осознанно принял веру.

Да, ребенок, действительно не осознает суть Крещения, и что такое Православная Вера. Но ведь Православная Церковь – это не простое собрание единомышленников, и не философский кружок. Церковь – это жизнь в Боге, а Крещение всеми христианами понимается как Дверь, вводящая в Церковь Христову. Отлучены ли дети от Бога? Чужды ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа? Стоит задуматься над этими вопросами.

Есть два аргумента, которые помогут рассеять сомнения насчет действительности крещения детей:

Во-первых, Крещение младенца совершается по вере восприемников (крестных) и его родителей. По правилам Церкви дети неверующих

родителей не могут быть допущены до этого Таинства, ибо они не могут поручиться за то, что их ребенок будет воспитан в Православии.

На Крестных родителей лежит обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

При крещении младенцев, огласительные беседы проводятся с родителями и восприемниками, которые в свою очередь, полученные знания должны по мере воспитания донести до ребенка.

Во-вторых, в Таинстве Крещения человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Первородный грех – это тот грех, который все унаследовали от Адама. Апостол Павел говорит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5,12), а потому и все нуждаются в очищении и избавлении от первородного греха. И младенцы не составляют здесь исключения, они так же должны облечься в Единого Бессмертного, чтобы наследовать Жизнь Вечную.

5. Что нужно помнить новокрещенному человеку.

Можно ли креститься повторно?

Важно еще раз указать, что Таинство Крещения совершается только один раз в жизни – равно как человек только один раз рождается на свет. Повторное крещение для православного христианина, невозможно ни при каких обстоятельствах. Это спасительное Таинство совершается раз в жизни и является рождением для духовной жизни во Христе.

Что значит жить Христианской жизнью?

Митрополит Сурожский Антоний пишет о Жизни Христианской: «Как основной принцип, жить по-христиански значит жить так, чтобы посильно, постепенно, возрастающе нам уподобляться Христу. Возможно, это звучит очень страшно; но Спаситель нам сказал совершенно ясно: Я вам дал пример, чтобы вы ему следовали. И пример, конечно, включает в себя всю Его жизнь, Его мышление, Его сердечное отношение к человеку и к окружающему миру и к судьбам Божиим. Это включает все, что человек собой представляет, и все, что он может творить. Поэтому христианская жизнь не заключается просто в том, чтобы заучить те или другие заповеди и стараться их выполнить, а в том, чтобы за заповедью, за словом, за образом найти глубинный смысл и врастать в этот смысл».

Что необходимо для крещения?

Самое главное условие Крещения – Вера. Нужно в Бога веровать, креститься не по посторонним соображениям, не ради житейского благополучия, а потому, что: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви».