Из истории

obshhij-vid

С зарождением промышленности и ростом товарооборота по Волге к сороковым годам девятнадцатого века Саратов стал крупным городом. Он рос не только в южном и юго-западном направлении, постепенно застраивались свободные участки за Глебучевым оврагом, образовывая Большую Горную и Соколовую улицы с переулками.

С переvid_na_duhososhestvenskiy_sobor_i_sokolovuyu_goruводом в 1822 году мужского Спасо-Преображенского монастыря за город, к Лысой горе, его церковь стала приходской для жителей Затона и новостроек. Ныне на месте снесенной в 30-е годы церкви возвышается здание института усовершенствования учителей (ул. Большая Горная, 1). К концу первой половины между Горной и Соколовой улицами появился молитвенный дом. В 1844 году на месте этого дома на пожертвования была построена деревянная церковь во имя Сошествия Святого Духа.

Газета «Саратовские губернские ведомости» за 12 февраля 1844 года сообщала, что храм освящен 30 января «сего 1844 года» протоиереем Гавриилом Ивановичем Чернышевским с тремя священниками при большом стечении народа. Были упомянуты и особо щедрые жертвователи: купец Петр Степанович Славин дал 300 брусов лесу, купец Семен Дмитриевич Парусинов пожертвовал на строительство 1000 рублей, а резчик Михаил Макарович Горбунов сделал иконостас. Церковную утварь и богослужебные книги дали городские церкви.

В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин. В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына — Николая Чудотворца.

Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова. Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром. В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. Эти проценты, например, были одним из источников средств для попечительства о бедных при церкви Александровского училища. Попечительство выдавало пособия беднякам и содержало богадельню на 30 человек.

duhosohestvenskaya-tserkovЦерковь была возведена очень быстро — к концу 1855 года. В 1856 году были освящены ее боковые алтари — 19 июля правый придел (во имя Знамения Пресвятой Богородицы), 26 августа 1856 года левый придел (во имя свят. Николая Чудотворца) и 5 октября 1858 года центральный престол (во имя Сошествия Святого Духа).
Церковь имела большой приход и на пожертвования постепенно богато украшалась. На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов. Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов, был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гильдии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына…» Второй колокол весил 116 пудов, а 11 малых были весом от 52 пудов до 13 фунтов. В храме было много икон в сребропозлаченных ризах, дорогая утварь, евангелия в серебряных с драгоценными камнями окладах, библиотека церкви насчитывала свыше ста богослужебных книг.

Пожертвования на храм поступали не только деньгами и вещами, но и ценными бумагами. В 1880 году по билету внутреннего выигрышного займа Духосошественская церковь выиграла по тем временам громадную сумму — 200 000 рублей. Деньги были положены в Саратовский городской общественный банк, и Синод разрешил с процентов этой суммы выдавать ежегодно 2800 рублей пособий церковнослужителям.

Имея такие деньги, церковь постепенно построила дома для богадельни, церковно-приходской школы и для священников. Все здания расположились рядом с церковью.
Богадельня открылась в 1880 году и опекала около 20 стариков.

svidetelstvo_fragmentЦерковно-приходская школа для детей из бедных семей начала работать в 1885 году, а уже в 1887 году в ней обучалось 64 мальчика и 47 девочек. Три священника и три учителя преподавали Закон Божий, грамоту и церковное пение. В годы первой мировой войны, когда из западных губерний в Саратов хлынул поток беженцев, Духосошественская церковь открыла вторую школу для детей других конфессий. В ней училось 25 детей иудейского вероисповедания и 14 детей католиков. После революции школы были отделены от церкви, постепенно ликвидирована и богадельня. Для церкви настали трудные времена.

Домов в приходе было 599. Штат причта на 1912 год составлял: три священника, диакон и три псаломщика. Из них наиболее долго служили:

протоиерей Павел Михайлович ЛЬВОВ, 63 лет; на епархиальной службе с 1880 года; в Духосошественской церкви с 1909 года. Награжден орденом св. Владимира IV степени;

протоиерей Александр Александрович ПРОЗОРОВСКИЙ, 46 лет, магистр богословия, председатель комитета по управлению Саратовским Епархиальным свечным заводом; на епархиальной службе с 1900 года; в Духосошественской церкви с этого же года;

священник Михаил Николаевич ВИНОГРАДОВ, 57 лет, законоучитель; на епархиальной службе с 1881 года; в Духосошественской церкви с этого же года. Награжден орденом св. Анны III степени.

С 1918 года храм, по договору с горисполкомом, содержали верующие. Договор этот неоднократно расторгался.

2-го декабря 1930 года Саратовский горсовет своим распоряжением запретил церковный звон в городе, колокола со всех храмов были сняты.

2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна.

Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года. Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта. 13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Но этому страшному намерению не суждено было осуществиться.

duhosohestvenskaya-tserkov_31После войны верующие неоднократно обращались к властям с просьбами об открытии храма, и только 2 января 1948 года горисполком вынес решение: «Ходатайство группы верующих об открытии Духосошественской церкви удовлетворить».

Когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны. В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; †1965) и в нем начались регулярные богослужения.

В последующие годы в почти миллионном городе было всего два храма.

В наши дни: Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года № 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения. В 1995 году левый и правый приделы были заново освящены иерейским чином.

С 2001 по 2014 гг, до окончания реставрации Свято-Троицкого собора, Духосошественскому храму временно был присвоен статус кафедрального собора.

В крипте под главным алтарем собора погребен приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Александр (†2003).

2 июня 2003 года Постановлением администрации города Саратова № 455-1 приходу Духосошественского собора был предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 0,7934 га, занимаемый собором. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2004 года комплекс зданий Духосошественского собора был признан находящимся в собственности Саратовской епархии.

В 2007 году в храме проводились ремонтно-реставрационные работы: демонтаж старой штукатурки здания храма; демонтаж центрального купола собора; фасадные работы: штукатурка, шпаклевка, покраска храма; произведены монтаж и установка центрального купола, креста и яблока храма; заменена часть кровли и стропильной части; произведен монтаж оконных переплетов; осуществлен капитальный ремонт крестильного помещения. Реставрационные работы в храме продолжаются. Произведен косметический ремонт главного центрального алтаря, алтарей Знаменского и Никольского приделов.

При подготовке материала были использованы:

1. О.К. Пудовочкина. Духосошественский собор // Саратовские вести. 13 марта 2000

2. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Сс. 1-2.

3. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Сс. 30 — 33.

4. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Сс. 1, 21-23.

5. И. Гнатюк. Золото куполов. // Богатей, №39, 1998. С. 6.

6. А. Демидов. Храм у дороги: Беседа о сегодняшнем дне Духосошественского собора с его настоятелем отцом Николаем. // Саратов, 14 ноября 1991.

7. Мелодия Саратова. Саратов: Приволжское изд-во «Детская книга», 1995.

8. Православная вера. №14, 1994. С. 4.

9. Православная вера. №10(39), 1995. С. 3.

10. Православная вера. №10(63), 1996. С. 4.

11. Фото из архива проекта «Река времени».