Архипастырское служение. Божественная литургия в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

20211128_1328 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива и преподобного Паисия Величковского, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Духовском соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северо-Восточного округа иерей Александр Бородовицын; благочинный Саратовского Центрального округа, секретарь главы Саратовской митрополии, настоятель собора иерей Александр Чеботарёв; ключарь собора протоиерей Сергий Догадин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова иерей Кирилл Андриенко; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик собора иерей Димитрий Григорьев; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора диакон Димитрий Болгов.

За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротесию во иподиакона чтеца Михаила Федорова, пресс-секретаря Саратовской епархии.

«Сегодня мы слышали притчу, которую Сам Спаситель рассказал Своим ученикам,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся. — Это притча о том, как некий человек попал в беду: его избили разбойники и оставили умирать. Заметим, не упоминается, что это был за человек — какой веры, из какого народа. Мимо проходил священник — посмотрел и, может быть, что-то в сердце у него шевельнулось, но как-то не захотелось связываться: может быть, свои какие-то проблемы, торопился к другим людям. Потом шел левит — знатный, ученый человек — и тоже прошел мимо. И лишь тот самарянин, что считался язычником, не стал рассуждать — его живое сердце просто не смогло остаться равнодушным. И далее, мы знаем, он отвез этого человека в гостиницу, возлил на раны его вино и масло, а уезжая, оставил денег хозяину гостиницы, чтобы об этом израненном путнике позаботились.

Мы, будучи христианами, часто осуждаем людей, которые не ходят в храм: они, можно сказать, погибают, а мы идем в Царство Небесное. Но при этом мы порой проходим мимо чьей-то беды: нам просто не хочется входить в страдание другого человека, мы успокаиваем себя тем, что кто-нибудь другой пройдет следом и поможет ему. Причем речь идет необязательно в буквальном смысле о беде — иногда человеку нужно просто внимание, но для этого нужно слушать, нужно напрягаться, и мы не хотим внимать ему. А человек нецерковный, внешний может отозваться, он может явить себя человеком с настоящим живым сердцем. И мы останемся христианами лишь по названию, а тот человек окажется ближе к Христу, чем мы.

Здесь можно вспомнить и другую евангельскую притчу — об овцах и козлищах. Ведь там тоже не задается вопрос: как ты постился, как молился? Там спрашивается одно: было ли у тебя живое милующее сердце? И это укор всем нам: мы бываем гораздо хуже людей, которые не ходят в храм, и они гораздо более оказываются достойными Божией любви».

Архипастырь напомнил, что в притче о милосердном самарянине был задан еще один важный вопрос: кто мой ближний? Ответ на него также побуждает нас пересмотреть свое отношение к людям: ближний — это тот, кто встречается нам на земном пути.

«Нет ни одного человека, который встретился бы нам в жизни случайно,— добавил митрополит Игнатий. — И очень часто в этих так называемых случайностях стучится в наше сердце Сам Спаситель мира. А мы этого не чувствуем, не замечаем — не хотим замечать, потому что мы заняты собой, своим душевным комфортом. Мы о своей душе печемся, чтобы нам не переживать лишний раз. “Не сбивать молитвенный настрой”, как некоторые говорят. Знаете, нередко бывает такое: поет весь храм молитву, у кого-то есть слух, а у кого-то нет, и он поет не в унисон. И вот  стоим мы, поем, наша душа умиляется словам молитвы — а кто-то сзади поет не в тон, но от всего сердца. И какое раздражение возникает: он портит нам всё, лучше бы замолчал! И когда мы это чувствуем, нужно понимать, что мы очень нуждаемся во Враче душ и телес».

В завершение архипастырь обратил внимание собравшихся на начало Рождественского поста.

«Будем помнить, что если мы будем стараться иметь живое любящее сердце, то всё остальное будет к этому прикладываться. И в то же время мы можем сколько угодно выдерживать пост — или, как это часто бывает, выдерживать просто диету — а о своем внутреннем мире не задумываться, и тогда пользы от этого поста просто не будет. Я от всей души желаю, чтобы наша жизнь проходила под взором нашего Господа и чтобы мы помнили, что вызваны к Бытию по Его любви для вечной жизни в неизреченной радости. Поэтому давайте, пока мы живем на земле, поборемся за вечность»,— заключил он.

После Литургии было совершено славление.

ФОТО Ивана Привалова