Вступаем в Рождественский пост

20170109_17_fr28 ноября (15 по старому стилю) начинается Рождественский пост. Он длится сорок дней, до 6 января. По Церковному Уставу во время постов следует воздерживаться от мяса, сыра, коровьего масла, молока, яиц. В Рождественский пост по понедельникам, средам и пятницам уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Однако, телесный пост — это только средство для приобретения добродетелей, но не наоборот. В житии святителя Тихона Задонского есть история о том, как он однажды в пятницу на шестой неделе великого поста посетил монастырского схимника Митрофана, у которого в это время гостил елецкий гражданин Косма Студеникин, за свою благочестивую жизнь уважаемый и святителем. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник и распорядился приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас; любовь — выше поста». При этом сел сам за стол, съел ложки две ухи. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им известно было, что святитель Тихон во весь великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.

Как отмечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «для того полезно сокрушение плоти, для того к нему должно быть присоединяемо врачество воздержания от пищи, чтобы чрез него мы могли достигнуть любви, в которой заключается неизменное и постоянное добро» («Монашеская жизнь по изречениям по ней подвижников»).

Уже через неделю после начала Рождественского поста, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за богослужением впервые прозвучат рождественские песнопения: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля…» — «Христос рождается, славьте! Христос с Небес — встречайте! Христос на земле — поклоняйтесь. Пой Господу, вся земля!..», готовя нас к радостному, светлому событию пришествия в мир Спасителя. Пусть же это предрождественское время поста поможет нам очистить ум и сердце и подготовиться ко встрече явившегося в мир Сына Божия!