Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота акафиста

20180323_1523 марта вечером, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста) утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице совершили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, священник Сергий Выгодин, священник Михаил Поликаровский, протодиакон Олег Дроздов и диакон Димитрий Болгов. За богослужением молились 36 человек.20180323_31

Божественную литургию 24 марта совершил священник Михаил Поликаровский в сослужении диакона Димитрия Болгова. За литургией молились 74 человека, Святых Христовых Таин причастились 46 человек.

ФОТО

Богослужение этого дня не похоже ни на одно другое.

Относительно причин установления этого праздника нужно сказать несколько слов. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя.

Однако строение и содержание богослужения связано не только с военными победами. Очень много текстов в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы. В субботу Акафиста читается акафист Божией Матери, основная тема которого — Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Здесь нет противоречия, потому что Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения.

В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-й седмицы Великого поста. Уже давно установилась практика, что для чтения его священнослужители выходят на середину храма.

Акафист состоит из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Он разделён на 4 части. После 16-й кафизмы поётся лишь 1/4 часть Акафиста — 3 кондака и 3 икоса. Начинается пением начального кондака Акафиста «Взбранной Воеводе победительная», так сказано в Уставе: «И поем кондак насреди, — т.е. на середине храма, — со сладкопением, косно» — то есть на витиеватую, красивую мелодию и медленно.
Затем 3 икоса и 3 кондака, снова поется Взбранной Воеводе, и священнослужители уходят обратно в алтарь. Затем читается 17 кафизма, потом малая ектенья. Снова отверзаются Царские врата, священнослужители выходят на середину храма, опять поется Взбранной Воеводе, 3 кондака и 3 икоса. И снова Взбранной Воеводе, и священнослужители уходят в алтарь. Затем после 3-й песни канона точно такой же выход и после шестой песни канона четвертая часть Акафиста в обрамлении Взбранной Воеводе. После чтения канона следует праздничное окончание утрени.

Пение акафиста стало для нас привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением акафистов, и молебны с пением акафистов.
Однако в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист.
День Акафиста становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.

М.С. Красовицкая. Литургика