Память преподобного Сергия Радонежского

videnie_pticПреподобный Сергий по своему рождению был боярин, но не воспользовался плодами своего происхождения, а ушел служить Богу. Ушел вместе со своим братом, который был подвигнут его ревностью. Но брат вскоре оставил его, не выдержал этой очень трудной, жестокой жизни. И то подлинное христианское устроение, которое стяжал преподобный Сергий в результате всей жизни, совершило удивительные чудеса: он сумел собрать воедино страну, полностью разоренную междоусобицами, безбожным отношением людей друг ко другу. И это еще раз подтверждает слова Господни: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».

Сергий совсем не думал о таких замечательных словах, как патриотизм, любовь к родине; ничего это ему даже в голову не приходило, он был человек очень смиренный, скромный, совершенно некичливый. Конечно, он знал, что слава о нем дошла даже до Константинополя, потому что Патриарх Константинопольский ему подарки присылал, но он совершенно к этому не прилеплялся сердцем. В житии описан даже такой случай: некий человек хотел увидеть Сергия, ему указали на монаха в заплатанной одежде, работающего на огороде, но он никак не мог поверить, что это Сергий и есть. Только когда князь сошел с коня и поклонился в ноги этому дедушке в заплатках, тогда он понял, что действительно это сам игумен. И причем Сергий заплатки на себя надевал не ради какого-то театра, чтобы показать, как он любит бедность, а потому, что он совершенно не интересовался внешними регалиями. Его интересовала только его собственная внутренняя жизнь, он только об этом заботился, об этом думал и об этом молился Богу, это только созидал. Прежде всего духовное заполняло всю его душу, и стремление его было только духовное, и хотел он только спасения своей души — а все остальное к нему приложилось.

Конечно, во внутреннюю жизнь такого святого человека проникнуть нельзя. Это всегда тайна стояния человека перед его Богом. Но «всякое дерево познается по плоду». И по тому, что принесла жизнь Сергия, мы видим, что этот человек необычайной святости, потому что плоды, которые принесла его жизнь, огромны. Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что он воссоздал в своем сердце Царствие Божие. И от того огня, который горел в его сердце, загорелись сердца и всех его учеников. Поэтому ученики преподобного Сергия тоже стали преподобными, и ученики учеников. Он никого не уговаривал, никого ни в чем не убеждал, он просто жил и молился, и вокруг него стали спасаться люди.

Так же и Христос. Он никого не упрашивал, никого не уговаривал, Он только являл совершенно иную жизнь. Являл и говорил, что кто эту жизнь воспримет, тот достигнет подлинного блаженства. Для кого духовное представляет единственную жажду, кто поистине станет нищим духом, кто будет духовное, как нищий, просить у Бога — только этот человек духовного и достигнет. Поэтому в лествице христианского совершенства первая ступень есть нищета духа. Господь в Евангелии говорит: «Блаженны нищие духом».

Все мы грешные люди, по своим грехам отверженные от Бога, ничего не понимающие в духовном и не видящие ничего духовного. Но если человек это осознал, если он никак не доволен состоянием своей жизни, не примиряется с этим, если ему корыта, у которого он сидит, недостаточно и он стремится к духовному, он просит духовного, он ищет, он взыскует, он старается заповеди Божии исполнять, старается победить свое греховное естество для того, чтобы приобщиться к небесной жизни, — тогда он и достигает блаженства. А все остальное, необходимое для жизни, само прилагается.

И нам, если мы хотим быть подлинными учениками Христовыми, нужно не беспокоиться о земном устроении, потому что это не в нашей компетенции. Представим себе, что кто-то из нас стал бы императором или президентом и нам сказали: вот ты теперь президент, устрой эту жизнь так, как ты хочешь, как считаешь нужным. И очень скоро мы увидели бы, что это невозможно. Можно делать какие-то попытки более или менее удачные, но все равно получается всегда не то, что хотелось бы. Потому что результат зависит только от общего состояния душ людей и от воли Божией.

Вся наша жизнь, ее земное устройство нам ярко демонстрирует, что без Бога все рушится. Потому что Бог есть Податель жизни. И если бы мы в первую очередь устрояли свою жизнь духовную, если бы нас заботило, как мы молимся, насколько мы исполняем заповеди Божии, как мы понимаем Евангелие, — если бы мы этим жили, тогда все остальное, земное, оно бы нам приложилось само. Господь видит, кто ищет единого на потребу, кто у ног Его сидит и слушает и принимает Его слова. И такого человека Господь не оставит.

Господь премудр и каждому дает то, что он может понести и что ему полезно для души. Щедрому полезно богатство, а жадному полезно родиться в бедности. У кого сердце и око независтливое, тому можно дать всякие дарования. А кто завистлив, тому полезней не давать ничего, чтобы он с этой завистью своей немножко поборолся. Господь Сам распоряжается. Поэтому когда что-то в нашей жизни происходит и нам кажется, что вроде не так, — это в нас страсти говорят. Надо обязательно нам оставаться в том, в чем мы призваны, и искать небесного. Ведь здесь, на земле, мы странники, это скоро все уйдет; все наши расстройства временные, земные — это все скоропреходяще.

Поэтому как бы хотелось, чтобы все мы в течение обычной нашей жизни не забывали о главном, что все-таки первая заповедь — помнить, что есть Бог, что мы должны Его чтить, что мы должны Его любить, что вся наша жизнь должна исходить из этой любви. И даже если этой любви у нас нет, то мы должны жить так, как будто она у нас есть. Вот тогда наше сердце сокрушится, то есть у нас появится любовь к Богу.

И на примере таких святых угодников Божиих, как преподобный Сергий, мы видим, что это все достижимо. Пусть, конечно, мы преуспеем не в такой степени, как преподобный Сергий, но каждый из нас в свою меру не только может преуспеть, но и должен, и, более того, обязательно преуспеет, лишь бы приложил к этому старание. Аминь.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Храм Святителя Митрофана Воронежского,
18 июля 1990 года