Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение

20170409_238 апреля, в канун Недели ваий (цветоносной), Вербного воскресенья, праздника Входа Господня в Иерусалим, всенощное бдение в Духосошественском храме возглавил настоятель протоиерей Сергий Догадин. Ему сослужили протоиерей Вячеслав Казанцев, священник Сергий Выгодин и диакон Димитрий Болгов.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

***

В Неделю ваий, неделю цветоносную, праздник Входа Господня в Иерусалим, а у нас на Руси ещё и вербное воскресенье не празднуется Воскресение Христово. Такое построение богослужения подчиняется общим правилам: если двунадесятый Господский праздник попадает на воскресенье, «воскресно ничтоже поем», то есть воскресенье не празднуем, а только Господский праздник.

Это единственный Господский праздник, имеющий два тропаря. Второй тропарь напоминает нам, что Лазарева суббота тоже была когда-то крещальным днём и что многие христиане в этот день праздновали годовщину своего Крещения:
«Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». Здесь говорится от лица всех, кто собрался в храме: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш», — вот, мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни «сподобихомся Воскресением Твоим».

С этой же темой в Неделю ваий связана одна стихира, она повторяется за службу 7 раз с удивительным постоянством:
«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше: «И вси, вземше Крест Твой, глаголем». Обычно ведь говорят о несении своего Креста. А как нам взять Крест Христов? Должно быть, здесь говорится о горячем сердечном стремлении всё разделить с Господом; мы встречаем Его: Господь грядет на вольную страсть и мы идём вместе с ним. Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого «благодать Святаго Духа собра».
Повторяется этот текст, конечно, не потому, что на протяжении стольких веков не нашлось человека, который бы сочинил ещё шесть стихир, чтобы восполнить богослужение, а потому, что текст этой стихиры очень важен. Знаете, как родители воспитывают ребёнка: я же тебе говорил, и вчера говорил, и сегодня опять говорю; повторяется то, что важно.