Все дни последней седмицы Великого Поста, предшествующей Пасхи, с апостольских времен Церковь посвящает особому благоговению и называет эту седмицу Страстною или Великою. «Великою она называется не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее Господом нашим совершены великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступным человекам, люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное» — пишет свт. Иоанн Златоуст.
В Великий понедельник вспоминаются ветхозаветный патриарх Иосиф, в страданиях которого Церковь видит прообраз страданий Христовых, евангельское повествование о бесплодной смоковнице, а также притчи о двух братьях и злых виноградарях. Иосиф прощает братьев, продавших его за 20 серебренников в рабство и питает их земными благами. Так же Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своим Телом и Кровью. Подобно грядущему Христу Иосиф смог противостоять искушению мира сего (история с женой Потифара) и остаться чистым от греха.
Евангельская история о бесплодной смоковнице — прообраз того, кто лишь внешне благочестив, но в жизни своей не приносит плодов покаяния, не слышит и не исполняет Слово Божие. После торжественного Входа в Иерусалим Иисус провел ночь с учениками в Вифании. Наутро, по дороге в Храм он взалкал и подошел к покрытой листьями смоковнице. А смоковницы (дерево инжира) сначала покрываются плодами и лишь затем листьями. Обнаружив же, что за зеленью на дереве нет ни одного плода, Иисус сказал: «да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19). И на глазах учеников смоковница сразу засохла.
Преподобный Ефрем Сирин задается вопросом: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино превратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…» И далее сам же отвечает, что как человек Христос взалкал, на как Бог посредством этого дерева Он явил Свое могущество, показав, что словом мог бы погубить и своих распинателей.
С Великого понедельника в храмах начинается чтение всей Псалтири (кроме 17-ой кафизмы, она читается на утрени Великой субботы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы.