В день памяти сорока мучеников Севастийских (9/22 марта)

Они победили диавола кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей до смерти.
Откр. 12, 11

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Пречистой Кровью Спасителя избавлено человечество от рабства смерти и ада. «Подражайте Христу!» – этот призыв обращен ко всем, идущим по пути спасения. Но что значит последовать за Сыном Человеческим до конца? Земной путь Его увенчался страшной Крестной смертью во утверждение Учения Любви. И те, кто претерпевает муки во имя Божественной Истины, разделяют с Самим Христом победу над диаволом, страданиями и смертью, становятся участниками Его Искупительной Жертвы, служат утверждению Царствия Божия в сердцах сынов и дочерей земной Церкви.

Церковь Христова утверждалась на крови мучеников. Сатана руками подстрекателей-иудеев и властителей-язычников вершил расправу с теми, кто осмеливался противопоставить мировой злобе вселенскую любовь. Со времен грехопадения первых людей диавол наслаждался человеческими слезами, страданиями и смертями. Но кровь мучеников Господних Божественным огнем жгла сатанинскую утробу. Тщетны были попытки запугать, сломить, истребить всех, кто узрел Свет Христов. Чем сильнее зверствовали гонители, тем мужественнее становились исповедники, тем больше душ возгоралось ревностью по Богу. И стал изнемогать древний змий; как пресытившаяся кровью пиявка, упал он под ноги воинов Христовых. По слову преподобного Ефрема Сирина: Со стыдом сказал враг силам своим: «Боюсь и робею этой крови закалаемых за Имя Иисуса Назарянина; потому что друг друга убеждают они умереть за Него. Омрачила меня дымящаяся кровь их. Не в силах я противостоять единодушию учеников Христа. Гораздо было бы для меня лучше не воздвигать на них царей. Ибо вот повсюду преследует меня кровь их». – И изнемогла крепость лукавства вражия.

Один за другим десятки, сотни, тысячи христиан представали перед истязателями, чтобы непоколебимо исповедать веру в Спасителя. Этих единодушных друзей Божиих именует Церковь Российская старинным словом «дружины». Вот так, дружинами, претерпев чудовищные пытки и казни, вступали они плечом к плечу в светозарное Царствие Божие, входили в радость Отца Небесного. Среди таких доблестных страдальцев были и мученики Севастийские, память которых празднует Святая Церковь 9/22 марта.

***

Подвиг на Севастийском озере свершился в начале IV века, когда нечестивый Ликиний, соправитель равноапостольного императора Константина Великого, задумал изменнически нарушить союз с ним и подчинить себе всю Римскую империю. Нечестивец опирается на нечестивцев, изменник надеется на изменников. И прежде чем напасть на святого императора Константина, Ликиний решил «очистить» свою армию от последователей Спасителя, заставить их поклониться языческим кумирам. Среди солдат Ликиния был отряд каппадокийцев: цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Но все они были христианами, а в глазах нечестивого Ликиния это затмевало их заслуги. Отказавшихся отречься от Христа Спасителя доблестных воинов бросили в темницу. В армянский город Севастию, где стоял их отряд, для расследования дела каппадокийцев был прислан сановник Лисий.

Их было сорок – красивых, сильных, мужественных. Но крепость и красота их тел меркли в сравнении с силой и бессмертной красотой их душ. Хитрый Лисий употребил все обычные соблазны: обещание богатства, высоких чинов, почестей от императора, но исповедники Христовы пренебрегли всем этим прахом ради Царствия Божия. Лисий перешел к угрозам – напрасны были его потуги. Тогда палач приказал побить исповедников камнями. Тут явилось чудо Господне: камни, брошенные в воинов Христовых, полетели в их гонителей. Однако знамение свыше не остановило преступного Лисия. Снова и снова пытался он устрашить каппадокийцев жесточайшими пытками, но слышал в ответ: Не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас. По любви к Богу мы готовы претерпеть колесование, сожжение и принять всякий род истязаний.

Из адского арсенала мучений сатана подсказал Лисию выбрать на этот раз пытку холодом. По приказу палача мученики совлекли с себя верхнюю одежду и были брошены на лед Севастийского озера.

Тяжкая пытка – оказаться полунагим на морозе. Мышцы содрогаются, стучат зубы, живая плоть примерзает ко льду, стынет кровь. Каждая клеточка истязаемого тела словно кричит: больно! страшно! жить хочу! Как беспомощны казались эти каппадокийцы, некогда грозные в сражениях, на заледеневшей озерной глади. Но нет! Сам Господь помогал им. Еще в темнице слышали они глас Божий: Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные. Перестав быть солдатами империи, Севастийские страдальцы пополнили непобедимое воинство Христово. Ранее облекались они в ратные доспехи, теперь облеклись в броню веры и укрепились оружием правды. Что может быть удивительнее этой победы, когда враги не смогли победить тех, которых держали и имели в своей власти, связывали и терзали, как хотели, а напротив, самым жалким образом были побеждены ими? Потому что они вооружались не против мучеников, но против обитающего в них Бога; а всякому известно, что восстающий против Бога непременно подвергнется крайнему поражению, – говорит святитель Иоанн Златоуст. Так воины Христовы не кровью врагов, а своею честною кровью утверждают победу Святой Церкви.

Для Севастийских мучеников коварные палачи воздвигли еще один соблазн. Длилась ночь стояния на льду, все истошнее завывала метель, все пронзительнее становился холод, а рядом топилась банька, заманивая в свое теплое нутро, суля избавление от мучений и смерти. И вот вера одного из каппадокийцев дрогнула. Земная жизнь вдруг показалась ему такой сладкой, а Небесное Царствие – таким далеким, что он не выдержал и побежал к бане. Несчастный! Минутная слабость лишила его вечной награды, а что он получил взамен? Даже срок земной жизни своей не продлил он, ибо соблазнивший его диавол – лжец и отец лжи. Обманутый беглец, ступив на порог бани, тут же упал замертво – плоть его распалась, не выдержав мгновенного перехода от мороза к жаре.

Остальные мученики вздохом скорби проводили несчастного беглеца, а сами продолжали с твердостью превозмогать пытку. Стража, приставленная следить за страдальцами, уснула, бодрствовал лишь один стражник по имени Аглаий. Он не спал, потому что взору его открылась чудесная картина – над головами замерзающих каппадокийцев все ярче разгорались невыразимой красоты венцы. Аглаий видел, как один из венцов погас – это был ореол над воином-беглецом. И стражник вдруг понял все величие подвига мучеников Христовых, всем сердцем возжелал он вместе с ними приобщиться Божественной Славы. Аглаий разбудил стражу, а сам, сбросив с себя одежду, воскликнул: И я – христианин! – и присоединился к доблестной мученической дружине, встав на место беглеца.

Поступок Аглаия вселил в сердца Севастийских страстотерпцев новую бодрость, новый порыв ликования о Господе охватил их. Их снова стало сорок, и их отряд, не умалившись в числе, по-прежнему устремлялся в Горняя. Палачи же ужаснулись, увидев на рассвете, что мученики еще живы, более того – один из стражников вместе с ними славит Христа Спасителя. Жестокий Лисий теперь думал только о том, как бы побыстрее покончить с исповедниками. Он приказал сжечь их заживо, и Севастийские мученики взошли на костер, воспевая осанну призвавшему их Господу.

Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет Церкви. Вас не земля сокрыла, но приняло Небо: вам отверзлись врата рая. Все, воздвигнув один победный памятник, за благочестие украсились одним венцом правды о Христе Иисусе, Господе нашем, – восхищается подвигом Севастийских мучеников святитель Василий Великий. Блаженные небожители, ныне они внемлют молитвам христиан, превозмогающих земные скорби, и предстательствуют за них перед Престолом Всевышнего.

Имена множества древнехристианских мучеников и исповедников история не сохранила, они ведомы только увенчавшему их подвиг Небесному Отцу. Но всю доблестную Севастийскую дружину мы знаем поименно и можем взывать – да молят Всемилостивого Творца о нас, немощных, святые мученики Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий – да звучит в день их памяти в наших молитвах спасительная для нас священная музыка их имен!

***

В день памяти сорока Севастийских мучеников на Святой Руси соблюдался обычай: благочестивые хозяйки пекли сорок булочек в форме птичек с глазками из изюма, их называли жаворонками. Это было прекрасным символом легкокрылого полета в Горняя Севастийских страстотерпцев. В дни Великого поста, на который выпадает память сорока мучеников, такой обычай окрылял христиан в несении великопостного труда.

В ХХ столетии эстафету мученического подвига восприняла от древних христиан Русская Православная Церковь. Ярость римских язычников померкла в сравнении со злобой новейших богоборцев, вновь по наущению диавола пытавшихся уничтожить христианство пытками и казнями. Но мудрования теоретиков рая на земле были посрамлены так же, как древле потуги языческого мира. Непобедимо дело Божие! Как и первохристианские воины-мученики, тысячи Российских исповедников доблестно претерпели смерть за Христа Спасителя и вошли, торжествуя, в Отчее Царствие. Их святыми молитвами выстояла наша Церковь-Мать, ныне поднимающаяся из руин.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. Таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа – и несметная дружина Российских новомучеников собрана в Царствии Небесном, готовая по зову проснувшегося народа изгнать силы зла из пределов России. Они ждут нашего единодушного зова. Но когда же, наконец, пробудится ко Господу народ русский?

Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Увы, десятилетия вседозволенности настолько расшатали волю многих из нас, что даже малый христианский подвиг кажется нам тяжким. Колени наши подгибаются от усталости во время церковных служб, утробы кричат о мясе в дни поста, распухшие от празднословия языки ленятся произносить слова ежедневных молитв. Таковы ли должны быть чада Церкви, освященной кровью Христа и подвижников Его, претерпевших пытки и казни? Мученики в скорбях, в искушениях, в истязаниях, в страшных муках любили Бога всею душою; искушения и тяжкие истязания не могли отлучить их от любви Божией, а мы, живя в покое и неге, не любим Бога, Благого Владыку, – говорит преподобный Ефрем Сирин, и его слова звучат горьким упреком нам, нынешним христианам.

Все наши невзгоды – лишь булавочные уколы, комариные укусы по сравнению с тем, что довелось перенести доблестным страстотерпцам Господним. Пусть же великий их пример подвигнет нас, малодушных, на борьбу с низкими страстями, ревностное исполнение установлений Святой Церкви, терпеливое перенесение испытаний. Прибегнем же в земных трудах к предстательству святых мучеников и Благости Небесного Отца. Если мы будем усердны в делах благочестия, то Любящий Господь не замедлит послать нам благодатную помощь – тогда крепость и радость наши соделаются нерушимыми. Как учит Святитель Иоанн Златоуст: Таковы блага души – они не исторгаются страданиями телесными, когда душа твердо хранит их, но хотя бы кто растерзал самую грудь и разорвал сердце на мелкие части, и тогда она не выдаст сокровища, однажды вверенного ей верою. Это – дело всеустрояющей благодати Божией, которая и в слабых телах может совершать дивное. Аминь.

Митрополит Омский и Тарский Владимир (Иким)