Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вся церковная мысль, всё сердце Церкви устремлены сейчас к Страстным дням и к Воскресению Христову. И Церковь заботливо призывает нас серьёзно готовиться к этой встрече со Страстями и Воскресением. Как будем мы стоять перед лицом Христовых Страстей, если сами сознаём, что мы во власти всех тех сил, которые погубили Христа на Кресте? Как можем мы, в храме ли, в частной ли нашей молитве и даже в нашем горьком безмолитвии стоять перед лицом того, что случилось, если мы знаем — не только умом, но всей душой — что случившееся вновь бы повторилось, если мы бы были на месте Христовых предателей, распинателей или просто тех, которые по страху не сказали ни слова в защиту Бога, ставшего человеком для нашего спасения? И поэтому Церковь нас зовёт, настоятельно, требовательно зовёт к тому, чтобы мы готовились к этой встрече, чтобы каменное, ожестевшее, холодное наше сердце мы вспахали, пусть и ценой острой боли, и согрели так, чтобы встреча со Христом, если это даже встреча виновных с их жертвой, была бы встречей покаяния, криком души о помиловании, об исцелении, о спасении.
Сейчас мы находимся еще далеко будто от цели этого пути. В течение нескольких недель, до поста, Церковь нам напоминает шаг за шагом о тех основных грехах, которые не только нас отделяют от Бога, но которые привели Христа к крестной смерти. И вот, в течение этих подготовительных недель нам надо думать о себе, чтобы, когда настанет пост, нам уже о себе не нужно было думать, а можно было бы думать только о Христе, грядущем к вольной страсти, вступающем в страстные дни, побеждающем смертью смерть, воскресающем победой, зовущем нас стать детьми Царства Божия, чадами света и жизни.
Перед нами уже прошло несколько образов. в лице Закхея перед каждым из нас был поставлен вопрос: как, перед чьим судом ты стоишь? Перед человеческим судом, порабощённый и побеждённый своим тщеславием, или перед судом Божиим, который тебе даёт силу победить тщеславие и, не обращая внимания ни на какой человеческий суд, идти ко Христу, потому что только в Нём твоё спасение?..
Мытарь и фарисей поставили перед нами вопрос о формальной, холодной праведности, соединенной с гордыней, и сокрушённым сердцем грешника, который еще оставался грешником, но умел каяться, осознал свое недостоинство, сумел увидеть, пережить святость Божию и преклониться перед ней.
И сегодня блудный сын нам напоминает о том, что, подобно ему, мы всё получили от Бога и унесли всё в далёкую страну, от Бога подальше, чтобы жить по своей воле, по влечению своего сердца и своих страстей. Он — опомнился, голод ему напомнил об отчем доме. Мы не голодаем, но и над нами висит болезнь, смерть, скорбь. Неужели они нам не напомнят о том, что есть где-то отчий дом, но что мы так от него далеки, что должны тоже, как блудный сын, опомниться и пуститься в путь, начать идти к этому дому, в покаянии и в надежде. В покаянии — т.е. в сознании, что мы недостойны быть детьми Божиими, и вместе с этим, с надеждой, потому что Бог и наш Спаситель, и наш Отец; Он нам родной, мы Ему свои.
Следующее воскресенье мы будем вспоминать о Страшном Суде. Если мы не встретим Бога Спасителем, рано или поздно Он встанет перед нами Судьей; что же мы тогда скажем? Христос говорит в Евангелии: Пока ты еще находишься на пути — договорись с своим соперником… И Отцы Церкви нам объясняют, что этот соперник — не наш ближний, который имеет на нас жалобу и с которым нам надо примириться; вернее, не только он, но и наша совесть, которая шаг за шагом, каждое мгновение с нами идёт, напоминая, упрекая, побуждая нас, напоминая нам о нашем первородном достоинстве и о том, как низко мы пали. Примиримся с нашей совестью! Она несговорчива, нам не примириться с ней на наших условиях; мы должны с ней примириться на её условиях, на условиях любви, правды, чистоты. Пока мы еще на пути, будем мириться с совестью нашей, с ближним нашим, с Богом нашим. И давайте сделаем это теперь, спеша, потому что в любое мгновение каждый из нас может умереть и стать перед судом, может окаменеть так, что уже не разобьешь этого каменного сердца, оно может так глубоко охладеть, что его ничем уже не согреешь — что будет тогда? Будем теперь мириться между собой и с собой и с Богом; и будем готовы, когда наступит Прощёное воскресенье, и дать и получить прощение и войти в Великий Пост готовыми уже не о себе думать, а о Христе, и вместе с Ним восходить шаг за шагом, с трепетом, с ужасом, как шли апостолы в тот Иерусалим, где Ему надлежало умереть и где (мы знаем, апостолы этого не знали) Он воскреснет во славе нам во спасение. Аминь.
Неделя о блудном сыне
Митрополит Антоний Сурожский