Неделя вторая Великого Поста начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила.
Это призвание происходило в два этапа. Сначала Господь находит в Галилее Филиппа, и говорит ему: «Иди за Мной». И Филипп откликается и идёт. А потом уже Филипп зовёт своего друга Нафанаила и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета».
Нафанаил, как истинный израильтянин, говорит: «Разве может быть что-нибудь из Назарета доброе?» Тогда Филипп ему говорит: «Пойди и посмотри».
И вот Нафанаил со всем своим скепсисом (потому что действительно, что может быть доброе из Назарета, где жили достаточно непросвещённые люди, на которых свысока посматривали и фарисеи, и книжники), подходит к некоему Человеку, о Котором ему сказал Филипп, и Тот его встречает словами: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства».
Нафанаил, понимая, что это точно его определение, что он даже гордится тем, что в нём нет никакого лукавства, и даже тени лукавства, вдруг спрашивает в ответ: «Почему Ты знаешь меня?» А Иисус говорит: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей Я видел тебя». Потому что Христу открыто всё о каждом из нас.
И тогда Нафаниал, потрясенный до глубины души тем, что вся книга его души открыта, говорит: «Равви, Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев». В ответ ему Господь даёт обетование: «Ты веришь потому, что Я тебе сказал. Я видел тебя под смоковницей. Но ты увидишь больше этого». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Возникает вопрос, а какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту?
У меня есть гипотеза, что это чтение древнее поста. Вернее, пост тогда уже был. Но постились — не христиане, а оглашаемые. Длинный пост, большой Великий Пост появляется несколько позднее.
Первоначально постились оглашаемые, то есть те люди, которые постигали истины веры, и в знак покаяния и труда налагали на себя бремя поста. Потом вместе с ними из солидарности начинает поститься вся Церковь.
Так вот эти чтения великопостные очень древние по своему происхождению. Возможно, это чтения, которые вели оглашаемых христиан к Пасхе. К полноте общения со Христом.
Отсюда — истории об обращении апостолов, которым Господь говорит: «Увидите небо отверстым и Ангелов нисходящих и восходящих к Сыну Человеческому». Потому что увидели апостолы этих Ангелов когда? В день Вознесения. Когда воскресший Христос возносился на Небо. И, действительно, Ангелы предстояли.
И это разделение людей и Ангелов, которое случилось после грехопадения, здесь было преодолено. Потому что человекам, апостолам, было возвращено утраченное всеми нами духовное зрение. И оказалось, что человек даже и выше Ангелов, потому, что Господь его спасает.
И вот нам Церковь в канун поста даёт некое обетование, она говорит нам о том, к чему мы должны прийти. Мы должны прийти к Пасхе. К победе Христа над смертью и к тем Ангелам, которые действительно нисходят на Сына Человеческого и восходят.
И происходит это не только единожды в году, В Пасхальный день, но каждый раз, когда в Церкви совершается Божественная Литургия и вместе с Ангелами мы все, находящиеся в храме, славим Бога, Который вочеловечился, пришёл сюда — к каждому из нас, а не только к Нафанаилу, не только к Филиппу. С тем, чтобы и нас приобщить к Воскресению.
Иеромонах Димитрий (Першин)