31 марта вечером, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста) утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице совершили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, протоиерей Вячеслав Казанцев, священник Сергий Выгодин и диакон Димитрий Болгов.
Богослужение этого дня не похоже ни на одно другое.
Относительно причин установления этого праздника нужно сказать несколько слов. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя.
Однако строение и содержание богослужения связано не только с военными победами. Очень много текстов в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы. В субботу Акафиста читается акафист Божией Матери, основная тема которого — Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Здесь нет противоречия, потому что Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения.
В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-й седмицы Великого поста. Уже давно установилась практика, что для чтения его священнослужители выходят на середину храма.
Акафист состоит из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Он разделён на 4 части. После 16-й кафизмы поётся лишь 1/4 часть Акафиста — 3 кондака и 3 икоса. Начинается пением начального кондака Акафиста «Взбранной Воеводе победительная», так сказано в Уставе: «И поем кондак насреди, — т.е. на середине храма, — со сладкопением, косно» — то есть на витиеватую, красивую мелодию и медленно.
Затем 3 икоса и 3 кондака, снова поется Взбранной Воеводе, и священнослужители уходят обратно в алтарь. Затем читается 17 кафизма, потом малая ектенья. Снова отверзаются Царские врата, священнослужители выходят на середину храма, опять поется Взбранной Воеводе, 3 кондака и 3 икоса. И снова Взбранной Воеводе, и священнослужители уходят в алтарь. Затем после 3-й песни канона точно такой же выход и после шестой песни канона четвертая часть Акафиста в обрамлении Взбранной Воеводе. После чтения канона следует праздничное окончание утрени.
Пение акафиста стало для нас привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением акафистов, и молебны с пением акафистов.
Однако в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист.
День Акафиста становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.
М.С. Красовицкая. Литургика