Великий Четверг

В Великий Четверток (Страстной Четверг) вспоминаются Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии, а также предательство Иуды.

В этот день совершается литургия Василия Великого, которая связывается с вечерней, являясь, таким образом, «полной» (с евхаристическим каноном).

В стихирах этого дня вспоминается предательство Иуды, он сравнивается с еврейским народом, роптавшим на Бога во время путешествия по пустыне: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя. Еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии, и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя!

Питающего продает, и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть; воистину онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова».

Как предварение Тайной вечери вспоминается отрывок из книги Исход, где рассказывается, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной Вечери тот же самый Бог Сам снизошёл к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь (Исх. 19: 10-19).
Во второй паремии вспоминается, что после долгих богоисканий Иова Бог сам явился ему: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42: 5-6). — Евхаристия даёт верующему возможность личной встречи с Богом.
В третьей паремии вспоминается пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6)… Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10).

В евангельском чтении Страстного Четверга (Мф. 26:1-75) описываются планы первосвященников убить Иисуса, вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром, умовение Иисусом ног учеников, собственно Тайная вечеря, предсказание об отречении Петра, молитва в Гефсимании, арест Иисуса и предательство Иуды, суд Синедриона над Иисусом и Его избиение, передача Его Пилату, отречение Петра.

После литургии совершается обряд умовения ног, напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. Обряд совершается только в кафедральных соборах архиереем, который омывает ноги 12 священникам, и в некоторых монастырях.

Предстоятели поместных церквей в Великий Четверток освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Обычай освящать в этот день миро связан с тем, что в древности в Великий Четверг проводилось крещение оглашенных.

О СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙНАХ

Хлеб сердце человека укрепит, — пророчествовал пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сердце наше в укреплении! Страшно поколебалось оно при падении нашем, и само собою не может остановиться от колебания. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно и всуе проповедует падший человек, в ослеплении своем, о твердости воли человеческой. Этой твердости нет: увлекается воля насилием преобладающего ею греха. Нужен, нужен предвозвещенный чудный хлеб, чтоб укрепить колебавшееся, ослабевшее сердце человеческое.

Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни. Этот хлеб — Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем.

Какое чудное установление! Естественно уму человеческому прийти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым. Услышали установление люди, омраченные плотским мудрованием и неверием, не захотели получить объяснение от Бога о Божественном установлении, произнесли о Божественном установлении свой суд в осуждение и погибель себе. Жестоко слово сие, — сказали они, — кто может его послушати? От сего мнози от ученик Его, всуе носивших имя учеников, идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним. И ныне наветуются сомнением о великом Таинстве те, которые только носят имя христиан, придерживаются наружных обычаев христианских, а по жизни и сердечному залогу чужды христианства. Жестоким было бы слово, если б произнес его человек; послушание слову было бы невозможным, если б слово произнес человек. Слово произнесено Богом, принявшим, по бесконечной благости Своей, человечество для спасения человеков, и потому слово должно быть преисполненным благости. Слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков, и потому внимание к слову и суждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верою, от всей души, как должен быть принят и вочеловечившийся Бог.
Принятие Богом человечества непостижимо для человеков; столько же непостижимы установления и действия Богочеловека: они человека, зачатого в беззакониях и рожденного во грехах, человека, обреченного вечной погибели и вечному томлению в темницах и пропастях ада, усвояют Богу, соделывают богом по благодати, возводят на небо для вечного жительства и для вечного блаженства на небе. Осудившие слово и установление Богочеловека, отвергшие слово и установление осудили и отвергли Слово — Дух и живот, осудили и отвергли установление, которым преподается ученику Христову Дух и живот. Аминь, аминь глаголю вам, — сказал Господь, — аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. «Подобает научиться, — говорит святой Иоанн Златоуст, — чудному свойству и действию святых Тайн: что — они? для чего они преданы? Какая польза от них? Мы — едино тело с телом Господа нашего Иисуса Христа, мы — плоть от плоти Его, кость от костей Его. Тайнонаученные! Внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятои плотью Господа не только при посредстве любви, но и при посредстве самого Таинства. Всесвятая плоть Господа соделывается нашей пищей! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам. Он смесил себя с нами и возмесил в нас Свое тело, чтоб мы были соединены с Ним, как соединены тело с главой: таково свойство неизреченной любви. Предызображая собой Господа, Иов поведал о рабах своих, которыми был особенно любим, что они, в объяснение великой любви к нему, говорили: кто убо дал бы нам от плотей его насытитися?
Доставил нам это Христос, вводя нас в величайшую любовь, и Свою любовь являя к нам, подавая желающим не только видеть Себя, но и прикасаться к Себе, и снедать Себя и соединяться с Собой, и исполнить всякое желание». Господь, заменив для нас Собою нашего праотца, Адама, от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своей плотью и кровью. Такое действие Господа, при благочестивом созерцании искупления человеков вочеловечением Бога, пребывая непостижимым и сверхъестественным, вместе становится и ясным, и естественным. Непотребные плоть и кровь естества падшего и отверженного должны быть заменены в естестве, которое обновил Богочеловек всесвятои плотью и кровью Богочеловека.

…Установлено Богочеловеком таинство Евхаристии сегодня, после вкушения прообразовательной пасхи и последовавшей за ней вечери, пред исшествием на спасительные для нас страдания. Участниками вечери были двенадцать апостолов. Воспоминая и празднуя великое событие, святая Церковь, в великий четверток, собирает в лоно свое чад своих к Божественной литургии по полудни, необычно, в часы вечерние, чтоб совершение таинства и причащения Святым Тайнам последовало в те самые часы, в которые Господом совершено в первый раз таинство, возглашено приглашение к питанию телом и кровью Его.
. Таким образом великое событие, самой обстановкой воспоминания о нем, живо напечатлевается в душах наших, и завещание Господа сие творите в Мое воспоминание исполняется с особенной точностью. «Господь, — поведает святой Василий Великий, заимствуя поведание из Священного Писания и священного Предания, — хотя изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ночь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде Своим учеником и апостолом, рек: Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобие и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Пиите от нея ecu, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы, и за многия изливаемая, во оставление грехов». Эти тело и кровь суть истинные тело и кровь Богочеловека, заимствованные Им от Пресвятой Девы; это тело и кровь — Божественны, как истинно соединенные с Божеством. «Не вознесшееся тело, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — сходит с небес, а самые хлеб и вино претворяются в тело и кровь Божий. Если же спросишь, каким образом это совершается, то довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом, так же, как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более — мы не знаем ничего: знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ действия Его — неисследим».

Сие творите в Мое воспоминание, — сказал Спаситель мира избранным ученикам Своим, уединившись с ними в горнице для тайной вечери. И исполняется доселе повеление Господа во вселенной, во всех храмах, принадлежащих православной Церкви. Какое всемогущее повеление! Дано оно двенадцати простейшим рыбарям и мытарям, дано за смиренной, предсмертной вечерей, за которой произнесено много горьких предречений, долженствовавших немедленно исполниться, дано в тишине и сумраке вечера, в уединении горницы, составлявшей верхнюю, отдельную часть дома, — действует по всей земле, действует чрез столетия, чрез тысячелетия…

Святитель Игнатий Брянчанинов. «Слово в Великий Четверток на литургии.»